Древняя Русь
Одно из первых описаний русских паровых бань
приведено в «Повести временных лет» (945
год), где рассказывается о путешествии
апостола Андрея Первозванного по землям,
населенным древними славянами. Вот это
описание в переводе Д. С. Лихачева: «… и
пошел вверх по Днепру, и пришел к славянам,
где нынче стоит Новгород, и увидел живущих
там людей - каков их обычай и как моются и
хлещутся, и подивился на них. И пошел к
варягам, и пришел в Рим, и поведал о том,
как учил и что видел, и рассказал: Диво
видел я в Славянской земле, когда шел сюда.
Видел бани деревянные, и натопят их сильно,
и разденутся и будут наги, и обольются
квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья
молодые и бьют себя сами, и до того себя
добьют, что едва вылезут, чуть живые, и
обольются водою студеною, и только так
оживут. И творят это постоянно, никем же не
мучимые, но сами себя мучат, и то творят
омовение себе, а не мучение. Те же, слышав
об этом, удивлялись.
Некоторые историки полагают, что парная баня
занесена в Россию арабами или спартанцами;
во всяком случае возникновение ее надо
искать на Востоке.
По всему вероятию, открытие теплых
источников в вулканических странах уже в
самой глубокой древности навело человека на
мысль воспользоваться паром для своих целей.
Летописцы шестого века Прокопий и Маврикий
не совсем лестно писали о древних славянах в
отношении соблюдения ими опрятности.
«Славяне мало пеклись о своей наружности, —
говорят эти летописцы, — в грязи, пыли, без
всякой опрятности в одежде являлись они в
многочисленные собрания, высокий рост и
мужественную красоту». Немудрено, что они
были неопрятны, так как, по свидетельству
тех же историков, они мылись только три раза
во всю свою жизнь: в день рождения, свадьбы
и смерти.
Неопрятностью отличался бедный класс, так
как в ту отдаленную эпоху общественных или
народных бань не существовало, но у
достаточных людей были домашние бани.
Впоследствии Печерские монахи, бывшие на
Афоне и познакомившиеся с греческою
культурой были, по-видимому, основателями
общественных бань и «заведений для немогущих»,
т.е. больниц, как это видно из устава
великого князя Владимира
В XI веке переяславский епископ Ефрем, грек,
начал вводить общественные бани при
монастырях, которые, по свидетельству
Никона, назывались первыми больницами.
Несомненно, что народные бани существовали у
славян в первые века христианства.
В старину баня была в большом почете у
великих князей и царей русских.
Помимо еженедельного пользования банею, она
играла первую роль в обрядовых отношениях:
так, например, баня считалась необходимою
при свадьбах, накануне венчания и на другой
день после свадьбы. При этом отправление в
баню сопровождалось особым церемониалом.
Эта обрядность сохранилась до наших дней и
соблюдается, хотя и в измененном виде.
Живший в царствование Петра Великого
камер-юнкер Берхольц говорит о русских банях
следующее:
«Здесь почти при каждом доме есть баня,
потому что большая часть русских прилегает к
ней по крайней мере раз, если не два, в
неделю. Я хотя в первый раз побывал в бане
после трех или четырех лет (прежде, когда я
был в Швеции, и здесь нередко пользовался
ею, но потом совсем оставил), однако ж
нашел, что она мне очень полезна и положил
себе вред, почаще прибегать к ней. Русские и
чухонские женщины, прислуживающие там,
превосходно знают свое дело. Они, во-первых,
умеют дать воде, которую льют на раскаленные
печные кирпичи, ту степень теплоты или
холода, какую вы сами желаете и, во-вторых,
мастерски ухаживают за вами. Сначала, когда
полежишь немного на соломе, которая кладется
на полке и покрывается чистою простынею, они
являются и парят вас на этом ложе березовыми
вениками, сколько сами захотите, что
необыкновенно приятно, потому что открываю
поры и усиливает испарину; после того они
начинают царапать везде пальцами, чтобы
отделить от тела нечистоту, а затем берут
мыло и натирают им все тело так, что нигде
не остается ни малейшей нечистоты; наконец,
в заключение всего окачивают вас, по
желанию, теплою или холодною водою и
обтирают чистым полотенцем. По окончании
всех этих операций чувствуешь себя как бы
вновь рожденным».