Бани в Чехословакии
История бань в Чехословакии практически
начинается в V- VIII вв. с прихода с севера
и северо-востока словацких племен, которые
уже пользовались баней. Это установлено на
основании результатов раскопок, проведенных
на территории Чехословакии, во время которых
были обнаружены постройки, относящиеся к
старой замковой культуре VII-VIII вв., с
очагами из камней.
Арабско-еврейский врач Ибрагим ибн Якуб,
посланный к немецкому императору Отто I в
Мерсебург в 973 г., наблюдал образ жизни
людей в словацких областях и описал тип
бани, которой пользовались эти славянские
племена и скифы [Fritzsche W.1978]. Баня
выполняла тогда многосторонние функции, была
символом гостеприимства и мира, что описано
в легенде Кристиана о святом Вацлаве [Kralik
О., 1960; Pekar J., 1903]. В литературе
имеются сведения о дарственной истопников
бань Литеромицкому костелу в 1057 г. С
подобной записью мы встречаемся в летописи
Вышеградской капитолы от 1078 г. [Mikolasek
A., 1972]. Первые письменные сведения о бане
на территории Словакии обнаружены в летописи
Зоборского аббатства в 1113 г., где
упоминается похожая на сауну баня,
существовавшая на месте современных бань в
Божнице [Mulik J., 1981]. Для архитекторов
интересна запись вышеградского каноника,
сделанная в 1134 г., где описан способ
отведения дыма из топки через трубу.
Особое развитие тепловоздушные парные ванны
на территотории Чехословакии получили в
конце X в., когда они стали местом лечения
людей, и в XIV-XV вв. Со временем, в
зависимости от того, кто ими пользовался,
появились различные названия бань: сельские,
народные, офицерские, мещанские, хотя везде
это были незначительно измененные тепловые
бани. В Центральной Европе в связи с
эпидемиями и распространением венерических
заболеваний дальнейшее развитие бань
прекратилось.
Современная история сауны в Чехословакии
начинается после первой мировой войны.
Первые бани строились по типу
американо-индейских и русских бань, а также
сауны. Их строителями были наши
путешественники, воины и спортсмены, которые
познакомились с устройством бань в других
странах. О строительстве бани индейского
типа имеется сообщение от 1912 г., русская
баня была построена в 1924 г., а дымовая
сауна - в 1930 г. [Janis A. et al., 1968]. К
концу второй мировой войны их , количество
постепенно возросло.
После второй мировой войны и ликвидации ее
последствий, а также в связи с подъемом
уровня жизни людей начался третий этап
строительства саун в Чехословакии. В 1946 г.
была построена сауна в Брно-Писарки, в
следующем году - в Праге, в Есениках и т. д.
В последующие годы сауны были построены
практически на всей территории Чехословакии.
Значительным событием для дальнейшего
развития и распространения сауны было
образование клуба любителей сауны и
сауны-центра в 1966 г. под руководством
докторов A. Mikolasek и A. Janis. Эти
заведения стали методическими,
организационными и учебными центрами для
любителей сауны во всей стране. Несколько
позднее начал издаваться бюллетень "Spravodaj
sauny", который способствовал дальнейшему
распространению сауны. В 1968 г. в Остраве
прошла I Чехословацкая конференция по сауне,
которая положила начало для проведения
дальнейших подобных заседаний архитекторов,
врачей, техников, спортсменов, имеющих
отношение к сауне. Позднее возникли новые
объединения лиц, активно разрабатывающих
вопросы саунологии в рамках Академии наук и
Центрального комитета научно-технических
обществ.
Важное значение для дальнейшего развития
чехословацкой саунологии имело образование в
1974 г. саунологической комиссии при
Словацком, а двумя годами позднее и при
Чешском , физиотерапевтических обществах. С
1975 г. начались регулярные встречи (раз в 2
года) чехословацких саунологов. Первая
встреча была проведена на Чехословацких
государственных курортах в Штосе.
Первая сауна, которая вошла в современный
бальнеологический комплекс, была построена в
1947 г. в Карловой Студанке по инициативе
доктора Kocian [Janis A: et al., 1968].
Заслуга в строительстве такой сауны в Штосе
в 1962 г. принадлежит доктору J. Gerhart.
Систематические научные исследования влияния
сауны на организм человека были организованы
в рамках Общества физиотерапии, бальнеологии
и климатологии в Братиславе. Признанием
значительного вклада чехословацких
саунологов в развитие сауны стал VIII
Международный саунологический конгресс в
Пьештяни (1982), на котором 2 представителя
ЧССР были избраны членами Международного
саунологического общества.
Перед чехословацкими саунологами стоят
важные теоретические задачи, а также
клинические проблемы использования сауны и
ее влияния на организм человека. Главные
усилия направлены на то, чтобы сауна служила
сохранению здоровья и излечению людей.