История возникновения бани - Русская баня и сауна, напитки, секс, ребенок, спорт и баня  
 
   
Банная атрибутика
Банная атрибутика
Банный веник
Веник
Веник в бане - всему голова
Веники в сауне
Виды веников
Березовый веник
Веник из полыни
Дубовый веник
Крапивный веник
Липовый веник
Можжевеловый веник
Эвкалиптовый веник
Заготовка веников
Методика парения с веником
Мыло и его предки
 
Реклама
 
Напитки в бане, рецепты
Закуски
Напитки
Банные отвары и настойки
Овощные соки
Полезные банные отвары
Поливитаминные напитки
Травяные чаи
Фруктовые соки
Что полезно пить
 
Секс и баня
Секс и баня
Алкоголь и девушки
Немного фактов
 
Ребенок и баня
Ребенок и баня
Баня - способ закаливания
Как париться детям
Педиатрия
 
Спорт и баня
Спорт и баня
Баня и спортивная подготовка
Баня - средство закаливания
Опыт спортсменов
Физиологическое действие
 
Косметология, массаж
Косметология
Банные отвары
Влияние бани на кожу
Косметические маски
Обмазывание медом
Очищающее купание
Маски в сауне
Советы женщинам
Угревая сыпь
Уход за кожей
Массаж
Ароматератия
Виды массажа
Методика массажа
О массаже
Техника массажа
Медицина
Влияние сауны на органы
Значение бань
Лечение баней
Первая помощь в бане
Симптомы перегрева
 
Общие рекомендации
Общие рекомендации
Рекомендации
Летом
 
Банный юмор
Анекдоты
Байки о бани
Ошибки при парении в сауне
Стихи про баню
 
 

Иван Купала - праздник воды и огня

6 июля - Аграфена Купальница (День памяти мученицы Агриппины).
7 июля - Иван Купала (Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).
12 июля - Петры-Павлы (День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла).

Летнее солнцестояние - один из поворотных пунктов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас это - Иван Купала. Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и ещё через несколько дней "Петры-Павлы" сливались в один большой праздник, наполненный для древнерусского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
Иван Купала - праздник очень древний. Памятники древнерусской письменности упоминают о нем в XII веке, хотя корни его уходят еще глубже, в первобытные для славян времена. У наших древних предков существовало божество Купало(а), олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами распевали песни и прыгали через костер. Со временем это обрядовое действие трансформировалось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию и народную фантазию. В народном варианте Иваном божество Купало стало называться после введения на Руси христианства в честь Иоанна Крестителя, чье рождество праздновалось в этот день.
6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательно мылись в банях. Русская парная баня - явление уникальное, потому что, кроме утилитарной, она обладала и символической, сакральной функцией. Множество поверий и обрядов связано с баней, да и редкий народный праздник обходился без нее. Совмещая в себе стихии огня и воды, баня олицетворяла стремление к очищению через огонь и воду.
Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. В окрестностях Вологодской губернии в день Аграфены Купальницы все девушки расхаживали в своих лучших нарядах по домам и говорили: "Умойте!" Это значит - подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, серёжки и прочее.
С днем Ивана Купалы народ связывал свои представления о неимоверных богатствах природы. Люди ждали не только богатого урожая, но и еще большей щедрости - успеха в поисках спрятанных сокровищ. Так рождались многие легенды. Самая распространенная из них повествует о том, что в день Ивана Купалы многие растения приобретают особую целебную силу. Главное место занимал папоротник, который в эту ночь якобы цветет чудесным огненным цветом, указывая таким образом на зарытый в этом месте клад. "Есть трава папороть. Растет в лесах около болот, в мокрых местах, в лугах. А цветет она накануне Иванова дня в полночь, одним часом отцветает, а цветет точно огонь горит".
Много поверий связано с нечистой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы справляют свой праздник, который заключается в усиленном причинении зла людям. Мол, у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, и на Ивана Купалу, обрызгав себя этой водою, ведьма могла преспокойно лететь куда ей вздумается.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. "Деревенские парни, - писал орловский корреспондент в середине прошлого века, - одеваются в старое, грязное бельё и отправляются с вёдрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Кончается дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причём, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее. "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, - писал один из этнографов XIX века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина". В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".
Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!" Травка "зяблица" помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле - порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
Праздник Ивана Купалы был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат и по всей Руси в ночь с 6 на 7 июля все отмечали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала.

В бане все равны. В мои любимые Коптевские одних дам привозят на "мерседесах", другие бегут из метро. В реальной жизни наши пути никогда не пересекаются. Но за порогом предбанника мы - лучшие подруги. На лавках в парилке мирно сосуществуют и щебечут о своем, о девичьем, танцовщица из вечернего клуба, вокалистка, начальница финансового отделения крупной корпорации, учительница начальных классов, продавщица фруктов с оптового рынка. Входной билет стоит всего 140 руб. - для одних это сущее разорение, другие вполне могли бы заплатить и вчетверо больше в роскошных Сандунах, но все равно едут сюда. В первую очередь это привычка, к своей бане прикипаешь душой. И потом, неважно, насколько "круто" заведение, много ли там мрамора и велик ли бассейн. Главное в бане - пар и душевная компания, все остальное вторично. И как раз в Коптевских отличная парная, за которую вот уже седьмой год мы прощаем им и ободранные стены, и гвозди, торчащие в парной, и грязный, неухоженный двор.
Быстренько всю одежду долой, в руки - шапочку, перчатки, простынки, склянки с собственноручно приготовленными настойками на травах для пара, венички, термосы - и вперед, к заветной цели сквозь моечное отделение. Когда кожа начинает поскрипывать от чистоты, мы устремляемся к парилке. Прежде чем получить удовольствие, придется потрудиться. Настоящие парильщицы не доверяют персоналу бани и всю чистоту в ее святая святых, парной, наводят собственноручно. Хорошенько вымести и вымыть, проветрить и, наконец, организовать в ней пар.
Парильщицы бывают активные и пассивные. Кто-то ждет, пока процессом распорядятся другие, кто-то предпочитает действовать. Лично я из когорты вторых - поддаю! Естественно, пару, а вы что подумали? Это предмет моей особой гордости - настоящее искусство требует твердой руки и душевного равновесия. Осторожненько ковшичком маленькими порциями надо забросить в печку полтора таза воды. Если все сделано правильно, на выходе врачующихся старинным русским методом можно будет поздравить "С легким паром!". Если за дело взялась неумеха, все может кончиться и головной болью, и сердечным приступом.
Баня - это удовольствие неспешное. Нередко бывает, что я вхожу в нее в три часа и покидаю в полном умиротворении только в 10 вечера. Сначала первый пар, затем пар "под веник", когда воду плещут не только в печь, но и на стены, на веники, после чего можно наконец-то пустить их в ход. Вопреки распространенному заблуждению, веником не хлещутся, а скорее работают им как веером, мягко обмахивают и только к концу замаха прижимают его к спине. Когда с тебя сошло семь потов и три шкуры, можно и в бассейн. И снова на полок. Самое восхитительное зрелище, которое незнакомо большинству мужчин, - это когда на загорелой коже дамы приятных форм, вернувшейся в парную из бассейна, выступают из каждой поры мельчайшие капельки влаги, уже чистой от всего, отблескивающие, как бисеринки! Спустя полчаса эти прелести будут похожи на трубочистов, а в мыльном отделении будет пахнуть кофейней. У парильщиц есть особый секрет - чтобы кожа была класса люкс, надо напоследок натереться свежемолотым кофе.
В бане самое восхитительное зрелище, как правило, незнакомо большинству мужчин..
Сознание того, как ты хорошеешь с каждым банным днем, действует на посетительниц как наркотик - создается такая "банная зависимость". Не случайно женские отделения всегда переполнены, в то время как в мужских свободных мест хватает даже вечером. Баня - это такая особая игра, и все, кто в нее втягиваются, тяжело переживают даже временное отлучение от нее. После нее такое ощущение, что ты всю минувшую неделю нес на себе рюкзак в 50 кг и наконец с облегчением сбросил его. Вместе с отжившей кожей и грязью в бане отторгаешь весь накопленный негатив. Дышишь всем телом, в данный конкретный момент тебя не тревожит абсолютно ничего, все проблемы отложены на понедельник. Ты выходишь на улицу, дышишь всей чисто вымытой кожей и улыбаешься.
Худеем вместе
Худеем вместе
Действительно ли худеешь
Праздник плоского живота
 
Парилка
Парилка
Банный пар
Ароматная баня
Жар - сухой или влажный
Запах бани
Правила парения
Как париться в бане
Как париться в сауне
Распарка в сауне
Парьтесь в бане, сауне
Проветривание парной
С легким паром!
Сауна - здоровое потение!
 
 
Возникновение бани
Бани в Чехословакии
Бани на Украине
Баня "по-черному"
Бани в Новгороде
Деревенская баня
Древние развалины
Древняя Русь
Иван Купала - праздник воды
Интересное про бани
Корни бани
Легенды и придания
Наследие предков
Находки археологов
Немного о слове
Общие характеристики
Появление сауны
Разновидности бань
Роль в мировых культурах
Русская баня в верованиях
Символ цивилизации
Типология
Торговые бани
 
Римская баня
Римская баня
Античная баня
Гора Термы Каракаллы
Древнеримские термы
Особняк Клюни
Римские термы
Термы Каракаллы
Центр общественной жизни
 
Русская баня
Русская баня
В Москве
Записки архитектора
Московские бани
Лечебное действие
Получаем удовольствие
Выносить сильный жар
Сандуновские бани
 
Турецкая баня
Турецкая баня
В Тбилиси
Вечно молодая
О пользе Хаммам
Обряд кесе
Комплекс "Хамам"
Правда о турецких банях
 
Финская баня (сауна)
Финская баня (сауна)
Национальное достояние
О пользе
Сауна - дух и материя
Cуховоздушный вид бани
Финн без сауны
Часть культуры
 
Японская баня
Японская баня
Горячие источники
Домашняя баня
Купание как чаепитие
Купели (ФУРАКО)
Места общения
Офуро
Сэнто
Мытьcя - пpивычкa
Рай горячих источников
Ясураги
 
русская баня баня, сауна