|
|
|
Иван Купала - праздник воды и огня
6 июля - Аграфена Купальница (День памяти
мученицы Агриппины).
7 июля - Иван Купала (Рождество честного
славного Пророка, Предтечи и Крестителя
Господня Иоанна).
12 июля - Петры-Павлы (День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла).
Летнее солнцестояние - один из поворотных
пунктов года. Издревле все народы Земли
отмечали в конце июня праздник вершины лета.
У нас это - Иван Купала. Аграфена
Купальница, идущий за ней Иван Купала и ещё
через несколько дней "Петры-Павлы" сливались
в один большой праздник, наполненный для
древнерусского человека огромным смыслом и
потому включающий множество обрядовых
действий, песен, приговоров, всевозможных
примет, гаданий, легенд, поверий.
Иван Купала - праздник очень древний.
Памятники древнерусской письменности
упоминают о нем в XII веке, хотя корни его
уходят еще глубже, в первобытные для славян
времена. У наших древних предков
существовало божество Купало(а),
олицетворяющее летнее плодородие. В его
честь вечерами распевали песни и прыгали
через костер. Со временем это обрядовое
действие трансформировалось в ежегодное
празднование летнего солнцестояния, смешивая
в себе языческую и христианскую традицию и
народную фантазию. В народном варианте
Иваном божество Купало стало называться
после введения на Руси христианства в честь
Иоанна Крестителя, чье рождество
праздновалось в этот день.
6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательно
мылись в банях. Русская парная баня -
явление уникальное, потому что, кроме
утилитарной, она обладала и символической,
сакральной функцией. Множество поверий и
обрядов связано с баней, да и редкий
народный праздник обходился без нее.
Совмещая в себе стихии огня и воды, баня
олицетворяла стремление к очищению через
огонь и воду.
Обыкновенно именно в день Аграфены
Купальницы заготавливали веники на весь год.
В окрестностях Вологодской губернии в день
Аграфены Купальницы все девушки расхаживали
в своих лучших нарядах по домам и говорили:
"Умойте!" Это значит - подарите что-нибудь
из девичьих украшений: ленточку, бусы,
серёжки и прочее.
С днем Ивана Купалы народ связывал свои
представления о неимоверных богатствах
природы. Люди ждали не только богатого
урожая, но и еще большей щедрости - успеха в
поисках спрятанных сокровищ. Так рождались
многие легенды. Самая распространенная из
них повествует о том, что в день Ивана
Купалы многие растения приобретают особую
целебную силу. Главное место занимал
папоротник, который в эту ночь якобы цветет
чудесным огненным цветом, указывая таким
образом на зарытый в этом месте клад. "Есть
трава папороть. Растет в лесах около болот,
в мокрых местах, в лугах. А цветет она
накануне Иванова дня в полночь, одним часом
отцветает, а цветет точно огонь горит".
Много поверий связано с нечистой силой.
Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы
справляют свой праздник, который заключается
в усиленном причинении зла людям. Мол, у
ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом
купальского костра, и на Ивана Купалу,
обрызгав себя этой водою, ведьма могла
преспокойно лететь куда ей вздумается.
Иван Купала принадлежал к числу самых
почитаемых, самых важных, самых разгульных
праздников в году, в нём принимало участие
всё население, причём традиция требовала
активного включения каждого во все обряды,
действа, особого поведения, обязательного
выполнения и соблюдения ряда правил,
запретов, обычаев. Иванов день заполнен
обрядами, связанными с водой. Поутру в
Иванов день купаться - обычай всенародный, и
только в некоторых областях крестьяне
считали такое купание опасным, так как в
Иванов день считается именинником сам
водяной, который терпеть не может, когда в
его царство лезут люди, и мстит им тем, что
топит всякого неосторожного.
Один из довольно распространённых купальских
обрядов - обливание водой всякого встречного
и поперечного. "Деревенские парни, - писал
орловский корреспондент в середине прошлого
века, - одеваются в старое, грязное бельё и
отправляются с вёдрами и кувшинами на речку,
где наполняют их самою грязною, мутною
водой, а то и просто жидкой грязью, и идут
по деревне, обливая всех и каждого и делая
исключение только для стариков и малолеток.
Но всего охотнее, разумеется, обливают
девушек: парни врываются даже в дома,
вытаскивают и выносят девушек на улицу силой
и здесь с ног до головы окачивают водой и
грязью. В свою очередь, и девушки стараются
отомстить парням и тоже бегут на реку за
водой. Кончается дело тем, что молодёжь,
перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу
одежде, гурьбой устремляется на речку и
здесь, выбрав укромное местечко, подальше от
строгих глаз старших, купается вместе,
причём, разумеется, и парни и девушки
остаются в одеждах."
Главная особенность купальской ночи -
очищающие костры. Вокруг них плясали, через
них прыгали: кто удачнее и выше тот будет
счастливее. "Огонь очищает от всякия скверны
плоти и духа, - писал один из этнографов XIX
века, - и на Ивана Купалу прыгает через него
вся русская деревенщина". В некоторых местах
через купальский огонь прогоняли домашнюю
скотину для защиты её от мора. В купальских
кострах матери сжигали снятые с хворых детей
сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели
и самые болезни. Молодёжь, подростки, дети,
напрыгавшись через костры, устраивали шумные
весёлые игры, потасовки, бег наперегонки.
Обязательно играли в горелки.
Характерная примета Ивана Купалы -
многочисленные обычаи и предания, связанные
с растительным миром. Травы и цветы,
собранные в Иванов день, высушивают и
сберегают их, почитая больше целебными,
нежели собранные в другое время. Ими
окуривают больных, борются с нечистью, их
бросают в затопленную печь во время грозы,
чтобы предохранить дом от удара молнии,
употребляют их и для разжигания любви или
для "отсушки".
Из чудесных трав собираемых в это время,
стоит назвать "плакун-траву", особенная сила
которой, по мнению крестьян, заключена в её
корне, имеющем свойство прогонять злого
духа; владелец же корня будет внушать к себе
страх; "терлыч-трава" употребляется для
очарования парней девушками: они носят её у
себя за пазухой и приговаривают: "Терлич,
терлич, хлопцев покличь!" Трава
чернобыльник, по народному поверью, противна
ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же
заплетают в плети с приговором: "Мать-земля,
отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы
здоровья!" Травка "зяблица" помогает от
ребячьего крика и от бессонницы; высушенным
"расперстьицем" присыпают больные места на
теле - порезы, нарывы, опухоли; "пастушью
сумку" издавна заготавливали как хорошее
кровоостанавливающее средство при различных
кровотечениях; страдающие ревматизмом
собирали в большом количестве жгучую
крапиву; для лечения ран, ожогов запасались
заячьей капустой; на случай простуд, кашля
необходимо было иметь дома мать-мачеху,
душицу, багульник.
Праздник Ивана Купалы был присущ не только
русскому народу. В Литве он известен как
Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине -
Купало или Купайло. От Карпат и по всей Руси
в ночь с 6 на 7 июля все отмечали этот
мистический, загадочный, но в то же время
разгульный и весёлый праздник Ивана Купала.
В бане все равны. В мои любимые Коптевские
одних дам привозят на "мерседесах", другие
бегут из метро. В реальной жизни наши пути
никогда не пересекаются. Но за порогом
предбанника мы - лучшие подруги. На лавках в
парилке мирно сосуществуют и щебечут о
своем, о девичьем, танцовщица из вечернего
клуба, вокалистка, начальница финансового
отделения крупной корпорации, учительница
начальных классов, продавщица фруктов с
оптового рынка. Входной билет стоит всего
140 руб. - для одних это сущее разорение,
другие вполне могли бы заплатить и вчетверо
больше в роскошных Сандунах, но все равно
едут сюда. В первую очередь это привычка, к
своей бане прикипаешь душой. И потом,
неважно, насколько "круто" заведение, много
ли там мрамора и велик ли бассейн. Главное в
бане - пар и душевная компания, все
остальное вторично. И как раз в Коптевских
отличная парная, за которую вот уже седьмой
год мы прощаем им и ободранные стены, и
гвозди, торчащие в парной, и грязный,
неухоженный двор.
Быстренько всю одежду долой, в руки -
шапочку, перчатки, простынки, склянки с
собственноручно приготовленными настойками
на травах для пара, венички, термосы - и
вперед, к заветной цели сквозь моечное
отделение. Когда кожа начинает поскрипывать
от чистоты, мы устремляемся к парилке.
Прежде чем получить удовольствие, придется
потрудиться. Настоящие парильщицы не
доверяют персоналу бани и всю чистоту в ее
святая святых, парной, наводят
собственноручно. Хорошенько вымести и
вымыть, проветрить и, наконец, организовать
в ней пар.
Парильщицы бывают активные и пассивные.
Кто-то ждет, пока процессом распорядятся
другие, кто-то предпочитает действовать.
Лично я из когорты вторых - поддаю!
Естественно, пару, а вы что подумали? Это
предмет моей особой гордости - настоящее
искусство требует твердой руки и душевного
равновесия. Осторожненько ковшичком
маленькими порциями надо забросить в печку
полтора таза воды. Если все сделано
правильно, на выходе врачующихся старинным
русским методом можно будет поздравить "С
легким паром!". Если за дело взялась
неумеха, все может кончиться и головной
болью, и сердечным приступом.
Баня - это удовольствие неспешное. Нередко
бывает, что я вхожу в нее в три часа и
покидаю в полном умиротворении только в 10
вечера. Сначала первый пар, затем пар "под
веник", когда воду плещут не только в печь,
но и на стены, на веники, после чего можно
наконец-то пустить их в ход. Вопреки
распространенному заблуждению, веником не
хлещутся, а скорее работают им как веером,
мягко обмахивают и только к концу замаха
прижимают его к спине. Когда с тебя сошло
семь потов и три шкуры, можно и в бассейн. И
снова на полок. Самое восхитительное
зрелище, которое незнакомо большинству
мужчин, - это когда на загорелой коже дамы
приятных форм, вернувшейся в парную из
бассейна, выступают из каждой поры
мельчайшие капельки влаги, уже чистой от
всего, отблескивающие, как бисеринки! Спустя
полчаса эти прелести будут похожи на
трубочистов, а в мыльном отделении будет
пахнуть кофейней. У парильщиц есть особый
секрет - чтобы кожа была класса люкс, надо
напоследок натереться свежемолотым кофе.
В бане самое восхитительное зрелище, как
правило, незнакомо большинству мужчин..
Сознание того, как ты хорошеешь с каждым
банным днем, действует на посетительниц как
наркотик - создается такая "банная
зависимость". Не случайно женские отделения
всегда переполнены, в то время как в мужских
свободных мест хватает даже вечером. Баня -
это такая особая игра, и все, кто в нее
втягиваются, тяжело переживают даже
временное отлучение от нее. После нее такое
ощущение, что ты всю минувшую неделю нес на
себе рюкзак в 50 кг и наконец с облегчением
сбросил его. Вместе с отжившей кожей и
грязью в бане отторгаешь весь накопленный
негатив. Дышишь всем телом, в данный
конкретный момент тебя не тревожит абсолютно
ничего, все проблемы отложены на
понедельник. Ты выходишь на улицу, дышишь
всей чисто вымытой кожей и улыбаешься.
|
|
|
|