История возникновения бани - Русская баня и сауна, напитки, секс, ребенок, спорт и баня  
 
   
Банная атрибутика
Банная атрибутика
Банный веник
Веник
Веник в бане - всему голова
Веники в сауне
Виды веников
Березовый веник
Веник из полыни
Дубовый веник
Крапивный веник
Липовый веник
Можжевеловый веник
Эвкалиптовый веник
Заготовка веников
Методика парения с веником
Мыло и его предки
 
Реклама
 
Напитки в бане, рецепты
Закуски
Напитки
Банные отвары и настойки
Овощные соки
Полезные банные отвары
Поливитаминные напитки
Травяные чаи
Фруктовые соки
Что полезно пить
 
Секс и баня
Секс и баня
Алкоголь и девушки
Немного фактов
 
Ребенок и баня
Ребенок и баня
Баня - способ закаливания
Как париться детям
Педиатрия
 
Спорт и баня
Спорт и баня
Баня и спортивная подготовка
Баня - средство закаливания
Опыт спортсменов
Физиологическое действие
 
Косметология, массаж
Косметология
Банные отвары
Влияние бани на кожу
Косметические маски
Обмазывание медом
Очищающее купание
Маски в сауне
Советы женщинам
Угревая сыпь
Уход за кожей
Массаж
Ароматератия
Виды массажа
Методика массажа
О массаже
Техника массажа
Медицина
Влияние сауны на органы
Значение бань
Лечение баней
Первая помощь в бане
Симптомы перегрева
 
Общие рекомендации
Общие рекомендации
Рекомендации
Летом
 
Банный юмор
Анекдоты
Байки о бани
Ошибки при парении в сауне
Стихи про баню
 
 

Возникновение и использование бань в Новгороде

Мытье в банях являлось древнейшей русской традицией и свидетельствовало о чистоплотности русского народа. О банях-землянках ("лазнях") рассказывают самые ранние летописи и хроники. Подогревание воды производилось опусканием в чан с водой раскаленных камней.
Часто описывается банный инвентарь: шайки, корцы, скамьи, "рогозины для ног". Тело растиралось мочалой, ветвями можжевельника, "губой", т.е. древесными грибами.
Баня была излюбленным местом для лечения многих болезней. Не зная о сложном механизме действия банного жара на организм человека, "лечьцы" всетаки отмечали повышение его сопротивляемости простуде, избавления от многих заболеваний мышц и суставов, улучшение настроения и восстановление работоспособности.
Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы.

Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб. Новгородцы прежде киевлян (в конце IX - начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб.
Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.

Красивая и удобная одежда - не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI - XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.
Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно только состоятельным жителям. Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легко мылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.

Лечение в бане. Миниатюра XVII в.Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов - этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма. Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.

Прием больным "зелия". Миниатюра XVI в. Волхвыбыли знатоками "зелий", т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и "язвенным" больным.
В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий "волхв", "врачь", "лечець", "зелейник", "чародей". По древнерусскому представлению, волшебство - это высокое искусство, мастерство ("влъшебная хытрость"), а волхв - есть "премудр", человек с большим опытом и знаниями.

"Лечець" обследует больного.Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей,древнерусская литература присваивала им эпитеты"мудрых", "хитроков", "филозофов".
Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.
Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф - 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских имонастырских лекарей.

Эпидемия в Новгороде в 1508 г. С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища.
Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и "свитошные" (прачечные).
Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш.
Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства.

Ампутация ноги при гангрене. Миниатюра XVIII в.Почетом в древнем Новгороде были окружены "резальники" (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.
Первое официальное лечебное заведение (военный госпиталь) был открыт в Новгороде в 1667 г.
Спустя 12 лет на службу в Новгородский полк, по направлению Аптекарского приказа, прибыл врач-иностранец Яков Починский с "лекарского дела учениками".
Но для большинства жителей новгородской земли основным источником получения медицинской помощи оставалось искусство местных светских и монастырских лекарей, а единственными доступными медицинскими учреждениями были монастырские больницы и богадельни.

В древнерусской аптеке. Миниатюра XVI в. В 1710 г. митрополит Иов открыл при Знаменской церкви богадельню на 40 мест и два странноприимных дома, в которых убогие и нищие находили не только ночлег и пищу, но и получали элементарную медицинскую помощь.
Интерес, проявленный царем Петром I к делам Иова, нашел отражение в ряде именных указов. 31 января 1712 г. был обнародован указ "Об учреждении во всех губерниях госпиталей", в котором, в частности писалось: "По всем губерниям учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ни чем работать не могут, ни стеречь также, и зело престарелых … по примеру новгородского архиерея".
Во второй половине XVIII в., в соответствии с общей реформой управления России, было реорганизовано и медицинское дело. В губернских городах были организованы врачебные управы. Открывались новые приюты и богадельни, в уездных городах строились больницы, появились первые фабрично-заводские лечебные учреждения.
В указе, подписанном 23 февраля 1783 г. императрицей Екатериной II и присланном на имя новгородского и тверского генерал-губернатора графа Я. А. Брюса, в частности сообщалось: "… повелеваем в Новгороде больницу, домы рабочий и смирительный построить в опустевшем монастыре Колмове …". На отпущенные средства была выстроена колмовская богадельня для психических больных на 30 коек, на месте которой впоследствии построили губернскую психиатрическую больницу.
Земская реформа XIX в. дала толчок к развитию земской медицины, но положение в губернском здравоохранении было столь безрадостным, что в отчете управы о состоянии дел в доме умалишенных написано следующее: "… умалишенные помещаются в двух деревянных старых флигелях в тесноте невообразимой, комнаты для больных состоят из клеток 3 аршина и шириной 2,5 аршина (1 аршин равен 71,12 см), где помещаются по 2-3 больных; особой больницы нет, залы, где больные могут размять свои члены, нет, столовой тоже нет, отхожие места холодные, комнат для ванны нет, и умалишенные все время проводят в этих клетках…"
Земские врачи не мирились с такой ситуацией и благодаря их настойчивости за период земского самоуправления в Новгородской губернии открылось вновь 34 больницы, 68 амбулаторий, 30 фельдшерско-акушерских пунктов.
И все же состояние здравоохранения было далеко от желаемого. В 1913 г. на 10000 человек населения губернии проходился один врач и 13 больничных коек. Продолжительность жизни населения не доходила до 34 лет.
Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война активизировала деятельность новгородских врачей. К развернутым на территории края военным госпиталям вскоре присоединился лазарет для раненых воинов, в котором появился первый рентгеновский аппарат, приобретенный за границей на собранные земскими врачами средства.
В январе 1918 г. большинство членов созданного в 1874 г. Новгородского общества врачей оказались единодушными в своем отношении к узурпировавшим власть большевикам и высказали нежелание подчиниться декретам Советской власти. Врачи отказались выйти в больницы и амбулатории.
И все же извечные принципы человеколюбия и желание до конца исполнить врачебный долг одержали верх. Спустя два дня на своих местах работали уже все врачи. К тому же гражданская война и обилие раненых не давали возможности отдыхать от работы. Новгородская губерния стала огромным госпиталем для раненых красноармейцев, поступавших на лечение со всех фронтов гражданской войны.
Советская конституция дала право гражданам СССР на бесплатную медицинскую помощь. В условиях жизни по принципу "долой богатых" все постепенно одинаково беднели, в том числе и бесплатная медицина.
Неблагоприятные тенденции, сложившиеся в экономике страны в 1970-е и 1980-е гг., повлияли и на здравоохранение.
Нынешнее время не самое лучшее для новгородского здравоохранения, но с развитием рыночных отношений и привлечением инвестиций, появились тенденции к улучшению.
Худеем вместе
Худеем вместе
Действительно ли худеешь
Праздник плоского живота
 
Парилка
Парилка
Банный пар
Ароматная баня
Жар - сухой или влажный
Запах бани
Правила парения
Как париться в бане
Как париться в сауне
Распарка в сауне
Парьтесь в бане, сауне
Проветривание парной
С легким паром!
Сауна - здоровое потение!
 
 
Возникновение бани
Бани в Чехословакии
Бани на Украине
Баня "по-черному"
Бани в Новгороде
Деревенская баня
Древние развалины
Древняя Русь
Иван Купала - праздник воды
Интересное про бани
Корни бани
Легенды и придания
Наследие предков
Находки археологов
Немного о слове
Общие характеристики
Появление сауны
Разновидности бань
Роль в мировых культурах
Русская баня в верованиях
Символ цивилизации
Типология
Торговые бани
 
Римская баня
Римская баня
Античная баня
Гора Термы Каракаллы
Древнеримские термы
Особняк Клюни
Римские термы
Термы Каракаллы
Центр общественной жизни
 
Русская баня
Русская баня
В Москве
Записки архитектора
Московские бани
Лечебное действие
Получаем удовольствие
Выносить сильный жар
Сандуновские бани
 
Турецкая баня
Турецкая баня
В Тбилиси
Вечно молодая
О пользе Хаммам
Обряд кесе
Комплекс "Хамам"
Правда о турецких банях
 
Финская баня (сауна)
Финская баня (сауна)
Национальное достояние
О пользе
Сауна - дух и материя
Cуховоздушный вид бани
Финн без сауны
Часть культуры
 
Японская баня
Японская баня
Горячие источники
Домашняя баня
Купание как чаепитие
Купели (ФУРАКО)
Места общения
Офуро
Сэнто
Мытьcя - пpивычкa
Рай горячих источников
Ясураги
 
русская баня баня, сауна