Находки археологов

С давних времен баня служила отличным
средством, снимающим усталость и нервное
напряжение. Использовались банные процедуры
с лечебными целями, а также в качестве
профилактики самых различных заболеваний.
Наибольший эффект для организма дает
сочетание банных процедур с массажем.
Как свидетельствуют находки археологов, уже
в глубокой древности существовали
специальные сооружения, которые, без
сомнения, можно считать прообразами
современных бань. В качестве источника тепла
первобытные люди использовали либо горячую
воду, либо раскаленные камни. Вероятно,
открыть полезные свойства горячего пара и
воды человеку каменного века помог случай.
Оценив должным образом эту находку, он начал
широко ее использовать.
Древнегреческий историк Геродот считал, что
бани у многих народов возникли практически
одновременно. В своем знаменитом
произведении он описал банные обычаи и
традиции, существовавшие у разных народов.
Одни из них использовали естественные
водоемы с горячими источниками, другие,
например скифы, сооружали шалаши-парильни.
Последние при этом бросали на раскаленные
камни семена конопли и получали сухой пар со
специфическим запахом.
Известна была баня и древним индейским
племенам. Следуя традиции племен майя,
ацтеки строили свои “тамескалы” (бани) в
форме куполообразных земляных сооружений.
Они использовали влажный горячий пар не
только для поддержания чистоты тела, но и в
качестве лечебного средства.
Население Древней Руси пользовалось баней,
сооруженной из бревен. Предпочтение
отдавалось влажному пару.
В Древней Греции до появления бань
существовали целые города-курорты со
специально оборудованными купальнями,
бассейнами с родниками целебных вод,
водолечебницами с горячими источниками. У
жителей Греции существовал культ богини
чистоты Гигии – именно от ее имени произошло
хорошо всем известное слово гигиена, что
означает “быть здоровым”.
Банные традиции греков были унаследованы у
народов Древнего Востока. В “Истории”
Геродота сказано о том, что Александру
Македонскому во время его восточных походов
пришлись по вкусу существовавшие там банные
обычаи.
Уже в V-IV вв. до н. э. бани
распространились на всей территории Древней
Греции. Были открыты не только частные, но и
общественные бани, были изданы законы,
обязывающие население страны регулярно
посещать подобные заведения.
Известно, что греческий ученый-медик
Гиппократ изучал и высоко оценил воздействие
бани на организм человека. Баню он считал
эффективным терапевтическим средством.
Особенно большой популярностью пользовалась
баня у греческих спортсменов. Не случайно
греческие бани были связаны с именем
Геркулеса, героя древнегреческих мифов.
Римские бани, или термы, отличались не
только роскошью и комфортом, они играли
большую роль в повседневной жизни римлян. В
термах жители Римской империи не только
мылись, поправляли свое здоровье, но и
занимались спортом, торговлей, обсуждали
общественные вопросы, писали и читали стихи.
Бани служили местом проведения театральных
представлений, званых обедов, художественных
выставок и т. п.
Каждый новый император, приходивший к
власти, считал своим долгом построить новую
общественную баню. К тому же это был один из
способов завоевания популярности среди
населения.
Знатные и богатые жители Рима имели и свои
собственные бани, которые они посещали два
раза в день.
С распадом Римской империи (V в.н.э.) и с
началом эпохи религиозного аскетизма
популярность бани резко упала. Баню стали
считать одним из проявлений язычества, а ее
посещение –нарушением нравственных канонов
общества.
Крестовые походы, знакомство жителей
Западной Европы с культурой Востока
возродили популярность бани среди
европейцев, но, к сожалению, учение о
благотворном воздействии бани на организм
человека было забыто.
На Руси баня занимала важное место в жизни
людей. Из летописи монаха Киево-Печорской
лавры Нестора явствует, что в X в. в больших
городах Руси, таких как Киев и Новгород,
существовало большое количество бань.
Записки арабского путешественника ибн Даста,
относящиеся все к тому же X в.,
свидетельствуют о пристрастии русских к
парной бане с обязательным купанием в снегу
или в проруби. С большим уважением и
неподдельным интересом описывается русская
баня и в записках других путешественников,
например Адама Олеария. Все они отмечали,
что баня удовлетворяла не только потребности
русского человека в чистоте, но и была
своего рода наслаждением, искусством,
панацеей от всех недугов.
Популярностью баня пользовалась не только в
среде простолюдинов, но и царей. Именитых
иноземных гостей обязательно приглашали
попариться в бане. Любое торжество на Руси
обязательно сопровождалось походом в баню.
Косо, с неодобрением смотрели на тех, кто не
любил ходить в баню. Знаменитый русский
писатель и историк Н. М. Карамзин приводит
любопытной факт: “Дмитрий Самозванец никогда
не ходил в баню: жители Москвы заключили из
этого, что он не русский”.
В XVIII в. в период царствования царя
Алексея Михайловича стали строиться
общественные бани. На берегу реки ставился
бревенчатый сруб, который внутри разделялся
на три части: раздевальное, мыльное и парное
помещение. Как и в деревне, городские бани
сначала топились дровами.
Различали бани, которые топились по-белому
(дым через трубу выходил наружу), и бани,
которые топились по-черному (дым шел прямо в
парилку).
В степных районах России в качестве парилки
использовали обычную печь, лежа в ней на
соломе и брызгая на стенки печи квасом,
травяным отваром или простой водой.
Получавшийся при этом пар оказывал
благотворное действие, поэтому таким
способом зачастую парили пожилых и больных
людей.
Испанский врач Санчес Антонио Нуньес Рибера,
долгое время живший в России, написал во
второй половине XVIII в. целый трактат о
русской бане, который получил большое
распространение не только в России, но и на
Западе. В результате во многих странах
(Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании,
Голландии и т. д.) появились русские бани,
пользующиеся большой популярностью до
сегодняшнего дня.
Исторически выделяется несколько видов бань:
римская, восточная, русская, финская,
японская, ирландская. Современные бани
делятся на русскую, турецкую (римскую) и
финскую (сауну).