Корни бани

История бани своими корнями уходит в
глубокую древность. Так, египтяне уже около
6 тыс. лет тому назад придавали огромное
значение чистоте тела и повсеместно
пользовались банями. Египетские жрецы в
течение суток обмывались четыре раза: два
раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду
имелись прекрасно устроенные бани, доступные
каждому. Приверженность к бане и массажу,
умеренность в еде позволяли египтянам
поддерживать стройность фигуры и помогали
успешно бороться с преждевременной
старостью. Египетские врачи того времени
считались лучшими в мире, а их искусство в
лечении разных болезней почти не обходилось
без водных процедур, то есть без бани.
За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко
использовалась с гигиенической и лечебной
целью в Индии.
В Древней Греции бани появились сначала у
спартанцев. Представляли они собой круглое
помещение с каменным открытым очагом в
центре.
Особой любовью и популярностью пользовалась
баня у древних римлян. Здесь буквально
существовал культ бани. Даже здороваясь при
встрече, римляне вместо приветствия
спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не
представляли себе жизни без бани. «Баня,
любовь и радость-до старости мы вместе»,-
такая надпись сохранилась до наших дней на
стене одной древней постройки.
В бане римляне не только мылись, но вели
беседы, рисовали, читали стихи, пели,
устраивали пиршества. При банях имелись
комнаты для массажа, площадки для физических
упражнений и спортивных состязаний,
библиотеки. Богатые римляне посещали баню
два раза в день.
Как частные, так и общественные римские бани
(термы) отличались исключительной роскошью -
драгоценный мрамор бассейнов, серебро и
золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в
Риме было построено 150 общественных бань.
Любопытно отметить, что помещения для
потения разогревались так же, как в
современных русских банях и финских саунах:
в углу печь-жаровня, на бронзовой
решетке камни над раскаленными углями.
Имелись также помещения с сухим и влажным
паром.
В Древнем Риме ценили бани и как средство от
многих болезней. В частности, выдающегося
римского врача Асклепиада (128-56 годы до н,
э.) за его приверженность к банному
водолечению даже прозвали «купальщиком».
Асклепиад считал, что для излечения больного
необходимы чистота тела, умеренная
гимнастика, потение в бане, массаж, диета и
прогулки на свежем воздухе. «Самое
главное, утверждал Асклепиад - завладеть
вниманием больного, разрушить его хандру,
восстановить здоровые представления и
оптимистическое отношение к жизни». Именно
баня как раз и создавала подобные ощущения у
больного.
Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь,
влазня) была известна у славян уже в V-VI
вв. Баней пользовались все: и князья, и
знатные люди, и простой народ. Помимо своего
чисто функционального назначения, баня
играла большую роль в различных обрядах.
Например, баня считалась необходимой
накануне венчания и на другой день свадьбы,
причем посещение бани сопровождалось особым
церемониалом.
О русских банях писали многие иностранные
путешественники.
Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.)
совершивший путешествие в Московию и Персию
в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко
держатся обычая мыться в бане... а потому-то
во всех городах и селениях у них множество
общественных и частных бань. Олеарий,
кстати, упоминает, что русские пришли к
заключению, что Лжедмитрий - чужестранец
потому, что он не любил бани. «Русские,-
сообщает Олеарии,- могут выносить сильный
жар, от которого они делаются все красными и
изнемогут до того; что уже не в состоянии
оставаться в бане, они выбегают голые на
улицу, как мужчины, так и женщины, и
обливаются холодной водой, зимою же, выбежав
из -бани на двор, валяются в снегу, трут им
тело, будто мылом, и потом снова идут в
баню».
Постройка бань разрешалась всем, у кого
имелось достаточно земли. Указ 1649 г.
предписывал «мыльни строить на огородах и на
полых местах не близко от хором». Домашние
бани топились всего один раз в неделю, по
субботам, а потому субботы считались банными
днями и по ним не работали даже
присутственные места. Обыкновенно в домашних
банях мылись целые семьи одновременно
мужчины и женщины парились вместе. Впрочем,
и в общественных («торговых») банях люди
всякого возраста и пола также парились и
мылись вместе, правда, женщины на одной
стороне, мужчины - на другой. И только в
1743 г. сенатским указом было запрещено в.
«торговых» банях мыться мужчинам вместе с
женщинами и мужескому полу старше 7 лет
входить в женскую баню, а женскому полу того
же возраста - соответственно в мужскую.
Как написано в одном древнем трактате,
десять преимуществ дает омовение: ясность
ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу,
красоту, молодость, чистоту, приятный цвет
кожи и внимание красивых женщин. Отметим,
что тот, кто понимает, толк в парной бане,
ходит в баню не столько, чтобы помыться,
сколько погреться и пропотеть.
Прогревание приводит к благотворному
изменению функционального состояния органов
и систем организма, усилению обмена веществ,
способствует развитию защитных и
компенсаторных механизмов. Объясняется это
благоприятным воздействием тепла и потения
на сердечно-сосудистую, дыхательную,
терморегулирующую и эндокринную системы у
большинства людей. Баня успокаивает нервную
систему, восстанавливает бодрость, повышает
умственные способности.
Посмотрите, что писал о русской парной бане
еще в 1778 г. португалец Санчес - врач
императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат
можно найти в Москве в библиотеке им.
Ленина): «Не уповаю я, чтобы сыскался такой
врач, который бы не признавал за полезное
парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы
счастливо было общество, если б имело
нетрудный безвредный и столь действенный
способ, чтоб оным могло не токмо сохранять
здравие, но исцелять или укрощать болезни,
которые так часто случаются. Я с моей
стороны только одну Российскую баню,
приготовленную надлежащим образом, почитаю
способною к принесению человеку столь
великого блага. Когда помышляю о множестве
лекарств из аптек и из химических
лабораторий, выходящих и привозимых изо всех
стран света, то колико кратно желал я
видеть, чтобы половина или три четверти
оных, всюду великими расходами сооружаемых
зданий, превратились в бани Российские, для
пользы общества». И в конце жизни, уехав из
России, Санчес способствовал открытию
русских парных бань во всех столицах Европы.