Появление и распространение сауны в мире
"Сауна - лекарство бедняка",- гласит финская
пословица. Как трудно войти с залитой
солнцем местности в интимный сумрак старой
дымовой сауны, покрытой черной сажей, так же
трудно сориентироваться и в истории сауны.
Баня (сауна) - творение человечества -
является частью его жизни еще с тех пор,
когда человек начал ее использовать.
О том, что человечество еще в древности
пользовалось баней, свидетельствуют
результаты археологических исследований.
Можно предположить, что уже тогда людям было
известно благотворное влияние тепла на
человеческий организм.
Наиболее старым письменным упоминанием о
бане является свидетельство Геродота,
который в 450 г. до нашей эры описал
привычку скифско-сарматских племен,
занимавших территорию современной Украины,
мыться в палатке, в центре которой
находились разогретые камни, на которые
бросали семена конопли [Fritzsche W., 1978].
Позже баня упоминается арабским
путешественником Ибн Дзета, или Ибн Руста,
(912), который видел на территории
современной Болгарии примитивные жилища из
земли с остроконечной крышей, обогревавшиеся
раскаленными камнями, которые обливали
водой, причем люди при этом снимали одежду.
В. таких сооружениях жили целые семьи до
наступления весны. Их можно считать
прототипом бани. Упоминание о бане имеется и
в летописи Нестора (1056), где апостол
Андрей описывает свое путешествие в 907 т.
по Северной Руси и посещение мордвы, ветви
угро-финской группы племен; которые
проживали тогда вблизи от Новгорода.
О возникновении и дальнейшем распространении
бани во всем мире ведется много дискуссий.
Если мы будем считать разогретые камни
источником тепла, необходимого для
образования пара, то возникновение бани
можно датировать каменным веком. Она
появилась у жителей холодной и умеренной
климатических зон северного полушария.
Согласно данным Е. Mehl (1953), баня
распространилась в средние века из Исландии
через Северную и Среднюю Европу в Азию и
через Берингов пролив проникла в Северную
Америку. С Аляски она распространилась до
Гватемалы и Лабрадора. Проделав такой путь в
виде треугольника, она возвратилась на
запад, к Исландии. Не исключено
распространение бани и в противоположном
направлении. Раскопки в области обитания
народности майя свидетельствуют о том, что
жители Центральной Америки имели потельную
ванну, о чем свидетельствуют остатки их
жилищ, которым более 2000 лет. Испанцы,
которые пришли в эту область в XVI в.,
наблюдали у ацтеков культуру приема
потельных ванн под названием "темескал",
которую они заимствовали от своих предков
майя (теме - по-ацтекски ванна, калли -дом).
У кочевых племен, живших в центральной и
восточной областях Африки, имелись
ритуальные и религиозные обряды, связанные с
применением горячевоздушных и парных ванн.
Они использовались также с лечебной целью.
Имеются сведения о применении потельных ванн
в Ирландии, в то время, когда она находилась
под влиянием Римской империи.
Предполагается, что появление здесь! этого
вида ванн связано с приходом викингов,
которые в VIII в приплыли на остров.
На основании археологических и исторических
данных истории возникновения и
распространения бани можно утверждать, что
это был "многоочаговый" процесс. Люди
научились использовать природные явления для
своей пользы, они узнали свойства огня, воды
и камня. Это было предпосылкой возникновения
современных бань. Естественно, что
распространение бани связано с особенностями
миграционных факторов человечества, которое
переносило свой опыт, привычки, и способ
жизни в новые области обитания. Уже из самих
названий видно происхождение ванн, например:
финская баня (сауна), русская баня, римские
ванны, темескал, камабуро и изгибуро,
японская сухая каменная ванна и т. д.
В Передней Азии и Европе была высокая
культура ухода телом, например в древней
Греции и особенно в Спарте, где имелись
общественные бани. Затем они
распространились по всей территории Греции и
появились в Риме, а вскоре и во всей
империи. Следует заметить, что римские термы
были построены по тем же принципам, что и
современная сауна, т. е. в них имелись
горячий и холодный воздух, горячая и
холодная вода, проводились массаж и
натирание тела маслами. Позднее римские бани
распространились в Турцию и другие регионы
Азии.
В Европе в средние века были распространены
русские бани, которые назывались парными, и
римские суховоздушные бани. Оба типа бань
существовали раздельно из-за своих
характерных особенностей. Наибольшего
развития строительство бань достигло в
XIII-XVI вв., а с XVII в. оно постепенно
стало,, приходить в упадок. Это связано с
появлением различных эпидемий и с тем, что
баки стали считаться безнравственными
заведениями. Несмотря на это, в России бани
не прекратили своего существования.
В начале XIX в. в Европе вновь началось
строительство бань ирландского типа, которые
имели черты русской и римской бань. В
дальнейшем в строительстве различных типов
бань стало ощущаться сильное влияние сауны,
приобретавшей все большую популярность.
Наибольшая заслуга в возрождении сауны в
течение последнего столетия принадлежит
Финляндии, где она пережила подлинный
ренессанс.
Несмотря на строгие запретные меры, сауна
никогда не исчезала полностью. О времени
возникновения финской сауны нет точных
сведений, однако считается, что она
существует приблизительно в течение двух
тысячелетий и в первые появилась у
древнефинских племен. В старом финском
фольклоре сауна занимает значительное место.
Так, детей рожали в сауне, прежде чем идти к
алтарю, невеста прихорашивалась в сауне,
пожилые люди перед смертью также находились
в сауне. Таким образом, вся жизнь финнов
была связана с сауной. В финском народном
эпосе "Калевала" герои-богатыри описаны как
"мужья сауны".
Финны пользовались сауной с начала нашей
эры, когда окончательно поселились на
территории o современной Финляндии.
Появлявшиеся в дальнейшем новые оседлые
племена перенимали культуру сауны у финнов.
Восточно-финская сауна, которая находилась
под влиянием великорусских бань, была меньше
и использовалась главным образом для мытья,
тогда как западно-финская сауна в
значительной степени применялась для сушения
рыбы, хранения мяса, конопли, льна, овощей и
т. п.
Практически первым письменным упоминанием о
сауне является книга отца финской литературы
Михаила Агриколы. В этой молитвенной книге,
написанной в 1544 г., сауна рекомендуется в
качестве лечебного средства [Valtakari P.,
1978]. Однако указом шведского
правительства, под властью которого финны
пребывали с 1150 по 1809 г., из-за
распространения глазных, эпидемических и
кожных болезней, потребления большого
количества дерева и опасности возникновения
пожаров сауна была запрещена. Вновь она
начала возрождаться в начале XIX в. и
распространилась во все цивилизованные
страны.
Таким образом, сауна является культурным
достоянием всего финского народа. Первым
робким шагом, с которого началось ее
распространение по всему миру, явилось
строительство скромной сауны в Париже к
олимпийским играм 1924 г. Значительную роль
в рекламе сауны сыграли олимпийские игры
1936 г. в Берлине, где в олимпийской деревне
для финских спортсменов была построена
сауна, а их спортивные достижения на этой
олимпиаде были приписаны в значительной
степени положительному влиянию сауны.
Широкое распространение она получила в 50-е
годы после второй мировой воины.
То, что сауна, несмотря на трудные времена,
не исчезла в течение тысячелетия, не следует
приписывать только ее гигиеническим
свойствам. Она имела более глубокие корни в
жизни людей. В прошлом она наделялась
мистическим влиянием и считалась вместилищем
таинственных сил. Кроме того, ее
положительное влияние объясняли лечебным
действием. На протяжении столетий
накапливались сведения о положительном
влиянии сауны как на здоровых, так и на
больных людей. Это позволило ей занять
важное место среди лечебных мероприятий. Так
сауна стала современным методом лечения и
профилактики многих заболеваний и
восстановления работоспособности.
До конца XVIII в. сауна была практически
единственным методом оказания помощи больным
людям. В то время ее можно было бы сравнить
с современным поликлиническим заведением.
Следует подчеркнуть, что до конца первой
-половины XIX столетия не было большой
разницы между знахарями и врачами. Их
дифференциация произошла по мере открытия
клетки и микробов, развития физических и
химических методов исследования [Teir H.,
1980]. Раньше главной задачей знахарей и
врачей была терапия, так как еще не
существовало диагностических методов, а
лечение зависело от представления о болезни,
которая могла быть вызвана злыми духами.
Знахарство было связано с магией,
волшебством и мистическими силами, что
отражалось и на методах лечения. Врачи же
исходили из гуморального учения Гиппократа о
плохой крови, которая могла быть причиной
различных заболеваний. Ее следовало
выпустить из вен с помощью пиявок или других
доступных в то время способов. Таким
образом, мистицизм объединял обе группы
врачевателей. Благодаря своим особенностям,
обособленности от остальных построек сауна
была идеальным местом для проведения
лечебных мероприятий больным людям, особенно
в вечерние часы. Так проводились
кровопускания, что объясняет возникшее в те
времена название "кровавая сауна".
Проведение этой процедуры было возможно в
связи с известной стерильностью среды,
достаточным количеством теплой воды,
интимностью обстановки. Финская сауна
считалась святым местом, в ней нельзя было
громко разговаривать, петь, принимать
алкоголь или шумно развлекаться, а следовало
вести себя тихо, ка-к в костеле. Нарушители
этого запрета строго наказывались.
Заведений, подобных сауне, в мире было
много, им также приписывали лечебное
влияние. Так, общество норвежских врачей
считало, что сауна может предупреждать
развитие некоторых инфекционных заболеваний
[Aaland М., 1978]. S. F. Milligan (1889)
писал о том, что ирландские бани
используются при ревматизме по всей
Ирландии. Англичанин W. Toog, член
Императорской академии наук в Петербурге, в
1799 г. писал о том, что русская баня
предупреждает развитие многих заболеваний, и
считал, что низкая заболеваемость, хорошее
телесное и психическое здоровье, а также
большая продолжительность жизни русских
людей объясняются положительным влиянием
русской бани. С 1877 по 1911 г. было
написано около 30 диссертационных работ о
лечебном "воздействии русской бани.
Некоторые африканские племена прибегали к
потельным ваннам как лечебному средству.
Японцы использовали свои потельные ванны
кама-буро с хорошими результатами при
различных травмах, кожных заболеваниях,
желудочных расстройствах, артритах и
ревматизме. Подобным эффектом обладала
иши-буро, которая известна в течение
последних. 10 веков. Недалеко от Нагасаки
были найдены правила применения этого типа
бань, включая противопоказания. Баней нельзя
было пользоваться лицам с венерическими
заболеваниями, эпилепсией, проказой. Здесь
начали осторожно, в течение 3-4 дней,
проводить лечение акупунктурой. Применять
баню рекомендовалось 1 раз в 10 дней. В ней
запрещалось есть, пить, шуметь, мочиться,
совершать сексуальные акты. Баня позволяла
соблюдать личную гигиену, имела
профилактическое значение и оказывала
лечебное воздействие при 7 кожных
заболеваниях.
Эскимосы Аляски считали, что потельные ванны
обладают не только гигиеническими, но и
лечебными свойствами при многих
заболеваниях, в том числе при патологии
мышц.
Индейские племена Центральной Америки
применяли парные ванны темескал древних майя
не только для гигиенических, но и для
лечебных целей при ревматических, кожных и
других заболеваниях. Темескал рекомендуется
врачами и в настоящее время, при этом
используются экстракты из растений и другие
ингредиенты, которые, испаряясь, дают
лечебный эффект.
Из приведенных сведений следует, что бани
вообще, а сауна в частности использовались в
качестве профилактического и лечебного
средства при некоторых заболеваниях уже в
давние времена. Современная медицина также
рекомендует применение бани. Ее влияние на
здоровый и больной организм стало предметом
пристального внимания.